Крученых принадлежит к числу поэтов, чьи произведения едва ли могут быть адекватно восприняты без сопутствующих им теоретических разработок. И для Крученых-поэта и для Крученых-художника главную ценность представляет сам дух эксперимента и возможность вступить на еще неизвестную для искусства территорию. Одна из важных составляющих эстетики Крученых — принцип мгновенного в основе творческого процесса. Одно из первых упоминаний в теоретических текстах Крученых «мгновенного творчества» можно отметить в сборнике 1913 года «Взорваль», где именно стремительная изменчивость «переживаний вдохновенного», за которыми не успевает мысль и речь, ставила барьер между застывшим языком понятий и языком свободным, заумным. В дальнейшем Крученых неоднократно возвращается к этим теоретическим положениям. В письмах к А. Шемшурину в 1915 году он дал наиболее развернутую формулировку своей концепции:
«К вопросу о моментальном письме:
Первое впечатление (исправляя 10 раз, мы его теряем и, может, теряем поэтому всё)
2. Исправляя обдумывая шлифуя мы изгоняем из творчества случайность, которая при моментальном творчестве конечно занимает почетное место. Изгоняя же случайность мы лишаем свои произведения самого ценного ибо оставляем только то что пережевано, основательно усвоено, а вся жизнь бессознательного идет насмарку! <...>
Мгновенным написанием дается полнота определенного чувства. Иначе труд, а не творчество много камней, а нет целого... Достоевский рвал неудачно написанные романы и писал заново – достигалась целостность формы. Как писать, так и читать надо мгновенно. Моментальность – мастерство».
"Моментальное письмо" — это особый способ актуализации бессознательного, без которого произведение искусства, как считает Крученых, лишается "самого ценного". Кроме того, обращение к бессознательному в искусстве позволяет достичь "целостности формы", и высшее мастерство, подчеркивает Крученых, также основывается на мгновенном творческом процессе.
"Моментальное письмо" и сопутствующее ему моментальное восприятие в концепции Крученых смещает акценты со смысла и грамматического значения слов на звучание. Именно "звуковой состав слова", как считал Крученых, способен оживить бессознательные творческие энергии, скрытые в первичных творческих элементах языка. Стихи Крученых в гектографических книгах воспроизводят состояние своеобразной зачарованности звуковой игрой, превращениями языковой материи, перенося это состояние через гипнотически воздействующую ритмику повторов и чередований звуков на зрителя.
Еще одна важная техническая особенность "моментального творчества" связана с тем, что оно предполагает в значительно большей ориентацию на зрительное восприятие, базирующееся, в отличии от процесса чтения, протекающего во времени, на мгновенном "схватывании", целостном и моментальном постижения события или предмета. С. Третьяков так описывал эти работы Крученых: "Нет, это не стихи. Это рисунки; в них преобладает графика, но графика буквенная, несущая с собой в качестве аккомпанемента ощущение звучаний и наросты ассоциаций, сопряженных с речезвуками". В гектографических книгах Крученых мгновенность восприятия буквенно-графических композиций становится одним из важнейших элементов. При построении этих композиций Крученых стремится к максимальной лаконичности: всего лишь несколько линейных росчерков и несколько буквенно-звуковых комбинаций с минимальной вариативностью. Поэтический минимализм, к которому Крученых тяготел и раннее, в гектографических книгах находит наиболее четкую и законченную формулировку. Линейная графика, сопровождающая эти заумные стихи, напоминает уже не орнамент или случайные черновые помарки, но линии, фиксирующие в максимально сжатой, концентрированной форме динамику эмоций. Эти линии передают траекторию движения звука и "след", оставленный эмоцией.
Екатерина Бобринская. Теория "Моментального творчества" А. Крученых